Приход

После того как  Успенский храм в Заручье был сожжен (по рассказам одного из местных жителей)  карателями зимой 1943, он находился в запустении до конца 90-х. В 1998 г. начались работы по консервации здания. В более или менее первозданном виде удалось восстановить кровлю на колокольне, основной объем храма был перекрыт временной кровлей из шифера без куполов, которые изначально были установлены на деревянных барабанах и при пожаре, естественно частично сгорели.
В это же время была восстановлена одноименная с храмом часовня, расположенная с западной от него стороны.

В ней происходили первые богослужения (молебны), главным образом в день престольного праздника, вновь организованной общиной прихода. Но часовня была слишком мала (2,5х2,5м), чтобы вместить молящихся и к тому же не отапливалась. Усилиями первого старосты прихода, Ожерельева А.В., из бывшего церковного дома удалось выселить местный клуб, и в помещении, где показывали кинофильмы, проводили дискотеки, верующие устроили молельную комнату. Благодаря этому община получила возможность собираться по воскресным дням и большим церковным праздникам и в  течение всего года.

        Длительное  время приход не имел своего священника и окормлялся батюшками близлежащих храмов (Ложголовского и Козьегорского). Только в апреле 2008 г. настоятелем прихода был назначен иеромонах ( с 2009 игумен) Адриан (Проворный).  Первой заботой его стало скорейшее осуществление возможности служить Божественную Литургию.
За месяц упорного труда удалось в оштукатуренной части храма сделать выгородку и оборудовать ее под богослужение. На Вознесение Господне в церкви, пустовавшей более 60 лет, вновь зазвучала Херувимская песнь.
Но предстояло еще многое сделать, чтобы благое начинание получило должное развитие. Храм надо было подготовить к зиме, решить проблему жилья (несколько месяцев пришлось ютиться в строительных вагончиках), быта. 

       За три летних месяца и сентябрь все эти вопросы удалось решить. В храме утеплили полы, установили печное отопление, а церковный дом, в котором из «живого» остались только стены и крыша, были проведены все необходимые коммуникации, и он стал пригоден для жилья. В эти краткие строки, естественно, не уместишь все страхи и сомнения «успеем - не успеем, сможем – не сможем», которые нас преследовали в течение этих четырех месяцев. Признаться, и сейчас охватывает робость, когда начинаешь оценивать объем предстоящих работ по восстановлению храма, некогда рассчитанного на 800 человек. Все знают сколь малочисленны наши сельские приходы: пять бабушек пришло на воскресную литургию, и то, слава Богу, а уж на вечерней службе и вовсе храм пустой. Поневоле задумаешься, а кому все это нужно. Не лучше ли выстроить маленький, так сказать «адекватный», деревянный храмик, да и служить в нем, не думая о предстоящих обширных ремонтах, об отоплении восьмиста кубических метров и тому подобном. Кстати, такие предложения поступали от потенциальных благодетелей. Ответить на все эти справедливые сомнения не всегда просто. Но, поверьте, так же сложно, выходя из теплого маленького «новодела», благодушно взирать на постепенное разрушение храма, в котором молилось не одно поколение твоих предков, на средства которых, буквально по копейкам, он был построен.
     Некогда места наши славились ухоженностью и возделанностью земель, так что с легкой руки одного литератора стали именоваться Гдовской Швейцарией. Но с развалом Союза и последовавшим за ним развалом сельского хозяйства поля и пастбища, почти по всей длине опоясывавшие оз. Долгое, на берегу которого, в частности, стоит наша деревня, стали катастрофически зарастать, естественно не благородными дубравами, березовыми рощами и светлыми сосновыми борами, а банальным ольшаником. Сильно заросли и два сельских кладбища, одно из которых существовало в Доложске (старинное название Заручья), по крайней мере, с 16 века, так что из-за высокого кустарника и храм с трудом можно было разглядеть.  Горы мусора, сваливаемые посетителями кладбища на безымянные могилы, заставляли предполагать, что нынче здесь обитают представители иной культуры, а может быть и другой народности, стремящейся поскорее похоронить память о тех, кто здесь трудился и жил прежде, в традиции которых не было обыкновения устраивать могилы предков среди помойки.Справедливости ради надо сказать, что как только мы начали расчистку кладбища и прилегающей к церкви территории, люди стали выносить мусор в установленное для этого место.
     С целью облагораживания пространства вокруг храма, деревни и окружающей местности нами был заложен питомник плодовых и декоративных культур. Узнав о его существовании, к нам стали обращаться из местной администрации, лесничества, школы и других приходов за помощью в озеленении. Мы стараемся оказывать так же консультации по агротехнике древесных культур, использовании их в ландшафтном дизайне. В течение года, пока хватало времени и сил, настоятель храма даже вел кружок юного садовода в одной из школ г. Сланцы. Уже несколько лет мы вынашиваем план создания сада из староместных сортов яблони и других плодовых культур и при нем небольшого музея садоводства. Думается, это будет представлять интерес не только для садоводов, но и для всех дорожащих исконной русской культурой и бытом людей.
     В течение  двух лет совместно с приходом храма Рождества Христова  поселка Старополье мы сотрудничаем со Страпольской общеобразовательной школой, проводя занятия по основам православной культуры, организуем автобусные экскурсии по замечательным историческим местам Ленинградской области. Особо следует выделить Рождественскую елку, в которой принимают участие не только юные артисты, но и певчие петербургских храмов, любительский кукольный театр. Подробнее о работе с детьми можно прочитать в рубрике
 «Центр духовно-нравственного воспитания «РАДУГА»
 

  Важным направлением в деятельности прихода нам представляется забота о восстановлении поруганной в безбожное время местной святыни: чудотворного источника, находящегося в глубине в пещеры в пещанниковой скале, построенного по проекту знаменитого петербургского архитектора Никонова и взорванного в 1955 г., а так же монашеского скита, от которого, как и от храма, остались лишь фундаменты. 

Пещера с источником, располагающаяся в живописной долине р. Долгой, привлекает множество паломников, особенно в летнее время.