Центр духовно-нравственного воспитания «РАДУГА»

 Идея создания Центра родилась естественным образом в процессе преподавания священнослужителями Прихода Успения Пресвятой Богородицы в Заручье (игумен Адриан (Проворный)) и Рождества Христова в Старополье (иеродиакон Антоний (Козин)) в школе пос. Старополье Сланцевского р-на Лен. области факультативного курса «Основ православной культуры». Начатые в 2008/2009-м учебном году занятия по предметам «Священная история Ветхого Завета» и «Церковные праздники» постепенно вышли за пределы классных комнат и были продолжены в форме экскурсий по местным храмам и паломнических поездок по святыням района, области и близлежащей Псковщины. Дети совершили путешествия к святыням Северной Гдовщины (ныне Сланцевский р-н Лен. обл.), Причудья, побывали в Вырице, Царском Селе. В поездках присутствовала значительная познавательная составляющая: знакомясь с местными святынями, юные паломники узнавали попутно историю родного края; посещали музеи и природные памятники (музей лесного хозяйства в Лисино-корпус; Александровский дворец, Лицей и Феодоровский городок в Царском Селе; Саблинские пещеры); смогли непосредственно соприкоснуться с ратной историей Отечества, побывав в Гдовской крепости и Кобыльем городище ? месте знаменитого «Ледового побоища».
Доброй традицией стало празднование «Дней ангела» учащихся, позволяющее не только донести до них начальные познания о святых Православной церкви, но и «приблизить», сделать знакомыми и «родными» их небесных покровителей. Так, например, 22 мая 2010 года в Успенском храме Заручья было впервые устроено празднование «общего» «Дня ангела», состоящее из посещения Божественной литургии и праздничной трапезы.

В 2009/2010 учебном году были проведены занятия по следующим темам: «Красота Божьего мира», «Мир ? наш дом», «Человек в мире Божьем», «Об уме и сердце», «Любовь», «Слово», «Дом» и т. д. Своей целью занятия преследовали не механическое зазубривание детьми неких непонятных для них отвлеченных истин, а создание на уроках атмосферы неформального, живого, доверительного общения, взаимного чуткого вслушивания, подлинного диалога, где «реплика» ученика не менее важна, чем «монолог» учителя. В учебном процессе широко использовались приемы игры, «доброго» соревнования, стимулирующие творческую активность учащихся, способствующие более глубокому усвоению полученных знаний. «Программу» занятий можно сформулировать так: путем приобщения детей к высоким образцам русской и мировой христианской культуры воспитать в них чуткое отзывчивое сердце, развить пытливый творческий ум, привить чувство гармонии, красоты «Богом зданного мира», что впоследствии позволило бы им свободно и сознательно «отвергнуть лукавое и избрать благое»: узреть красоту лика Христова, ощутить святость Его Церкви, испытать радость жизни для других. Особое внимание на занятиях уделяется теме добра и зла в человеческом обществе, отношений в семье, молитве как беседе с Богом. Иронически осмысляется современное массовое сознание, растительная идеология потребления, ? в форме пародий на телевизионную рекламу и карикатур на медийных «героев нашего времени», ? что живо и с сочувствием воспринимается детьми.

Особое направление деятельности Центра ? его художественная студия, созданная и функционирующая трудами бессменного ее преподавателя, члена Союза художников России, Ольги Михайловны Башкировой. Внимание к детской душе, ее личностным особенностям и дарованиям, кропотливая работа по раскрытию в ребенке его творческого потенциала ? вот методика занятий студии, позволяющая детям, которые подчас впервые взяли в руки кисть, добиваться выдающихся результатов в изобразительном искусстве.